Центр Знаний:

Наиболее частые вопросы


Проходимость

Аэросани-Амфибия в отличии от СВП может двигаться не только по горизонтальным поверхностям (река, озеро), но и сокращать расстояния по лесным дорогам, по полям и косогорам. В этом случаи управление лыжами является необходимым, радиус поворота равен 6 метрам

Преимущество перед катером с подвесным мотором очевидно, но есть и другое, которое обычно не афишируют.

СПУСК: Спустить лодку в воду на прицепе легко.

ПОДЪЕМ: Поднять лодку или катер, как правило, это проблема.

На речках часто берег крутой, глина, трава. Нужны "Нива" , "УАЗ", а еще лучше "Крузер". Со "SnowJeep" все становится проще: завел катер в прицеп, закрепил, запустил и дал газу. Воздушный винт дает достаточную тягу для подьема, поэтому можно использовать обычный легковой автомобиль с приводом на одну ось. (смотри видео)

Практическая эксплуатация воздушных винтов показывает, что для аэросаней покупные винты малопригодны. Причина в следующем. У нас в стране и на Украине производятся винты для паропланов и легких самолетов, изготовляют их, как правило, из очень тонкого стеклопластика, формой удобной для формовки стеклопластика с небольшим добавлением углеволокна. Маленький камушек, ветка диаметром 10мм, отскачившая льдинка - такой винт сразу выxодит из строя. Воздушные винты собственного изготовления имеют большую прочность, "более живучи", можно отрезать ножовкой по металу разбитый конец прямо в поле и двигаться дальше. К тому же расчитаны на определённую силовую установку дают тягу больше, чем покупные!



Почему Аэросани-Амфибия, а не снегоход?

Снегоход не имеет кабины, используется только зимой, чем-то напоминает мотоцикл. Мотоциклы в Сибири не прижились, холодно, нужна кабина.

Почему не СВП (судно на воздушной подушке)?

На воде СВП перед глиссирующем катером не имеет преимуществ. А зимой на водохранилище или озере, где кажется, что у СВП нет конкурентов, тоже не все так просто. Основное препятствие торос. Так вот, на аэросанях легче найти проход. Торос виден издалека. Ищешь, где он визуально ниже, подъезжаешь к этому месту ближе, едешь вдоль тороса, выискивая удобный проход. Когда нашел, поворачиваешь и переезжаешь торос. На СВП это сделать сложнее, радиус поворота большой, ветром сносит, остановился а из под юбки снег, на малой скорости видимости нет.

Почему лыжа?

За последнее время автомобильные амортизационные стойки достигли совершенства. Работают при больших перепадах температуры. Как запчасти они стали доступны. Поэтому используя автоподвеску для лыж можно получить надежность и конфорт.

Как устанавливаются лыжи?

В корпус катера вклепаны узлы крепления подвески. При снятии подвески корпус остается герметичным.

Воздушные рули зимой нужны?

Рули можно снять, а можно оставить. Каждый выбирает сам. Если Аэросани-амфибия будут эксплуатироваться по глубокому снегу, то лучше оставить.

Ночевать можно?

Да, сани утеплены. Выжав сцепление, вы оставляете двигатель на холостом ходу, как в машине, печка от классики даст вам переночевать с комфортом до -10 С. Если холоднее - включайте Webasto.

Охота?

На аэросанях удобно охотится. Особенно захватывающая охота на лис по полям. Если по насту лиса может от вас ненадолго увернутся, то по рыхлому снегу у нее шансов нет.

По лесным дорогам?

Можно ездить, если они несильно заросли. Если уж совсем невтерпеж, то старайтесь, чтобы винт бил только по тонким веткам и на малой угловой скорости. Если ветка толщиной с большой палец, останавливайте винт, по инерции проезжайте опасный участок, опять включайте винт. Так, не торопясь, можно двигаться.

Рыбалка на льду?

Мы предлагаем преобрести электроледобур за 14000руб. Тогда на рыбалке вы просто включаете его в сеть, Аэросаней-aмфибии предварительно выключив винт. Бурите на здоровье! Лунка за 1 минуту лучше с подветренной стороны, за санями (так комфортней).

Рыбалка на льду сетью?

Электробур диаметром 320мм за 25000руб + совковая лопата.- любой лед толщиной 1,2 м меньше, чем за 5 минут.

Как осуществляется привод винта?

Преимущество использования зубчатого ремня очевидны:
1) Ниже центр тяжести винтоматорной группы.
2) Катер безопаснее и устойчивее.
3) При зимней эксплуатации двигатель не надо утеплять, он просто закопатирован.

Долговечность зубчатого ремня?

Подбор зубчатого ремня осуществляет дилер по программе «подбора ремней». Расчет проводится исходя из рачета эксплуатации на 10000 часов.

Почему тримаранные обводы?

Винтоматорную группу мы ставили на казанку, и, несмотря на низкий центр тяжести, казанка имеет неприятную валкость, к тому же тримаран лучше держит волну.

Зачем винт изменяемого шага реверс?

Еще в 1981 году используя винтоматорную группу с этой опцией мы получили преимущества:
1) Задний ход.
2) Экономия топлива - min 10%.
3) Значительное снижение шума.
4) Зимой при движении на льду по пересеченной местности очень нужен реверс тормоз, да и летом не помешал бы.
5) Всегда в запасе тяга на рывок, т.е. раскручиваешь двигатель до максимальных оборотов, затем загружаешь винт.

Используемое топливо - масло?

Автомобильный двигатель. Никаких дополнительных рекомендаций по бензину. По маслу лучше лить синтетику, чтобы запускать двигатель уверено до -25 С, не используя Webasto. Webasto берет много энергии из аккумуляторной батареи и нужно, чтобы двигатель после этого работал хотя бы часа два для подзарядки аккумулятора.

Ремонт двигателя?

Ремонт и запчасти для японских двигателей распространены лучше, чем для отечественных.

Клей?

Смешивать нужно в следующей пропорции: 5 объемов клея, 1 объем отвердителя. И тогда через 1-2 часа (в зависимоти от температуры воздуха и замешанного объема) клей начнет схватыватся и клепать будет тяжелее.
Если вам много и долго клепать, то отвердителя добавляйте меньше. При пропорции: 5 весовых частей клея и 1 весовых частей отвердителя, клей схватится только через 24-48 часов.

Клепка?

Научится клепать можно быстро, главное, понять основные принципы клепки.
1) Склепываемый метал должен быть плотно прижат.
Не получается прижать в предполагаемое отверстие, для заклепки вставляйте винт М3 и стягивайте.
Не получается? - Поставьте винты рядом. И снова неудача?
Тогда меняйте винты на М4, ими,наверняка, получится. Поставьте на эти места заклепки диаметром на 4мм.
2) Формируйте заклепку, как на образце.
3) Отжигайте заклепки, нагревайте их до температуры выше 200 С (индикатор дерево при прикосновении обугливается). Делается это просто: насыпьте заклепки в металлическую емкость (часть консервной банки высотой 15мм) и подогрейте их газовым баллончиком. Сутки заклепки мягкие.

Спинингование летом?

Несмотря на то, что воздушный винт и ограждение мешает спининговать, на практике все наоборот. Очень удобно стоять, оперевшись одной ногой на борт, другой - на двигатель, а спиной оперевшись на ограждение воздушного винта. Тогда забрасывать спининг можно с радиусом охвата в 270 градусов

Изготовление клепано-клеяной сварной конструкции

Как внедорожное средство Аэросани-амфибия требуют знаний по ремонту и эксплуатации.

«Кит набор» представляет собой законченные детали, из которых собирается изделие, в данном случае это аэросани-амфибия. К основным деталям «Кит набора» относятся: носовая часть, гнутые части корпуса, шпангоуты (горизонтальные и вертикальные), продольные стрингеры, продольное силовое ребро, транец, силовые накладные борта и т. д. Так же к основным деталям относятся: съемные лыжи, стойка в собранном виде, система управления воздушными, водными рулями и лыжами.


Корпус аэросани-амфибия собирается на простейшем стапеле в следующей последовательности: устанавливается шпангоут на предполагаемое место, сверлятся отверстия под винт м3-4, стягивается, проверяется правильность установки, зазоры, если все нормально, разбирается, затем наносится клей на соединяемые поверхности, стягивается винтами, проверяются зазоры и склепывается.


Корпус аэросаней изготовлен из цельнометаллической, клепаной и клееклепаной конструкции.


Корпус состоит из трех основных частей:
1) Носовая часть: от носового заострения до 3-го шпангоута;
2) Жилой отсек: от 3-го шпангоута до 6-го шпангоута и от 6-го до 9 шпангоута;
3) Моторный отсек: от 9-го шпангоута до заднего борта (транца).


Виды комплектов для сборки:

  1. Аэросани-амфибия с тримаранными обводами, с транцем под двигатель до 40л. (с кабиной или без нее).
  2. Аэросани-амфибия с тримаранными обводами, с воздушным винтом, рулевым управлением, с кабиной и с лыжами.


Части корпуса могут быть собраны в любой последовательности, однако надо учитывать, что некоторые детали устанавливаться на другие или рядом. Комплект для сборки (кит набор) содержит все необходимые детали для постройки. Остается добавить двигатель, воздушный винт, управление, отделать и покрасить.


Детали – это не просто набор материалов. Детали, требующие сложного оборудования, недоступного в домашних условиях, уже изготовлены. Если деталь нуждается в обрезке, сгибе, прессовании, формовке, термической обработке или сварке – эти работы уже проведены. Задача заключается в сборке деталей, а не в их изготовлении. Самое большое достижение кит наборов это то, что детали теперь поставляются с просверленными для стягивающих винтов отверстиями … и просверленными настолько точно, что нет необходимости использовать при сборке различные зажимы. Когда отверстия совмещены, детали стоят ровно, можно сверлить и клепать.


Навыки, необходимые для постройки:

Нужно уметь сверлить, зенковать, клепать заклепки пневмо молотком. Вытяжные заклепки лучше применять на неответственных местах.
Алюминий типа АМГ по прежнему самый популярный материал для постройки лодок и катеров. Этому есть несколько причин: алюминий легок, прочен, прост в обращении и не дорог. Алюминий выдерживает различные температурные режимы, он не вызывает проблем со здоровьем. Постройка аэросаней-амфибии не требует никаких специальных навыков, но она требует большого внимания и упорства. Это действительно большой проект в Вашей жизни, к которому вы можете привлечь ваших детей.
Проект потребует некоторых жертв, но когда вы закончите его, у вас будет уникальное транспортное средство, особенности которого Вы будете знать в совершенстве. Многие корабелостроители говорят, что постройка и испытания подарили им самые захватывающие ощущения, которые они когда-либо испытывали.


Сколько времени займет постройка снегохода-амфибии?

Для сборки больших деталей корпуса нужно обязательно два человека примерно на 150-200 ч/час. Затем можно собирать одному около 350-450 часов. Эти расчеты относятся к аэросаням-амфибии в стандартной комплектации. Внесение даже незначительных изменений и дополнений в конструкцию могут добавить сотни часов к общему времени постройки.


Рабочее место.

Безусловно, чем больше помещение, тем лучше. Однако гаража 6x4 хватит. Можно заказать ограждение винта размером 1/2 (если вы не собираетесь ездить в лес), тогда высоты ворот 2м достаточно, так же останется место для трейлера.
Мы поможем вам подобрать необходимый инструмент, расскажем, что нужно для зоны сборки, объясним, как собрать стапель. Инструменты, двигатель, винты и все до последней заклепки Вы также можете приобрести у нас. Недорогой компрессор для клепки, аккумулятор 12в 60а/ч и помпу лучше приобрести в магазине с гарантией.


Так как используется двигатель Субару IJ-20, то вопросы по ремонту и эксплуатации запчасти решаются в любой автомастерской. Пока достойной замены японским движкам нет.


Составные части кит-набора


1. носовая часть   Носовая часть сварная (1 шт).
2. промежуточная   Промежуточная (1 шт).
3. промежуточная   Промежуточная (2 шт).
4. промежуточная   Транец (1 шт).
5. Двигатель (1 шт).
6. промежуточная   Стойка винта (1 шт).
7. бензобак   Бензобак (1 шт).
8. Рулевое управление (1 шт).
9. Воздушный руль   Воздушный руль (2 шт).
10. Водяной руль   Водяной руль (1 шт).
11. Электропомпа (1 шт).
12. шпангоут 1шпангоут 2   Шпангоуты (11 шт).
13. Боковой шпангоут   Боковые шпангоуты (18 шт).



Смотреть видеоинструкцию по сборке кит-набора

Конструктивная схема аэросаней


Конструкция современных Аэросаней, несмотря на наличие самых разнообразных схем, достаточно стабилизировалась. Наибольшее распространение получила четырехлыжная схема, состоящая из следующих конструктивных узлов:
корпуса; ходовой части; управления; винтомоторной группы, размещенной сзади над корпусом и состоящей из двигателя внутреннего сгорания, работающего па толкающий воздушный винт, и ряда систем, обслуживающих двигатель и винт; оборудования и электрооборудования, выключающего в себя и осветительную арматуру, обеспечивающую возможность работы аэросаней в ночное время.
Корпус является основным базовым агрегатом. В нем размещаются экипаж, пассажиры или груз, система управления и общее, и моторное оборудование. На корпусе крепятся детали н агрегаты силовой установки и ходовая часть. Корпус на современных аэросанях выполняется закрытого типа с хорошим остеклением, снабжается тепло- звукоизоляцией и независимым от двигателя отоплением. Это обеспечивает экипажу и пассажирам по сравнению с другими транспортными средствами (вездеходами и тракторами) высокую степень жизнеобеспеченности.
На аэросанях-амфибиях корпус изготавливается в форме лодки. Своим днищем корпус скользит по снегу. Для улучшения скольжения его днище покрывается материалом, имеющим малый коэффициент трения о снег — полиэтиленом низкого давления.
Ходовая часть аэросаней состоит из лыж и их подвески, включающей элементы, соединяющие лыжи с корпусом, и амортизаторов. Последние смягчают удары лыж о неровности дороги, предохраняя корпус от разрушения. Они позволяют лыжам перемещаться в вертикальной плоскости.
Изменение направления движения аэросаней осуществляется поворотом лыж в отношении продольной оси машины. Управляемыми обычно являются одна или две передние лыжи. Угол поворота лыж по отношению к продольной оси машины составляет 25—32° в каждую сторону. На аэросанях-амфибиях управление комбинированное. В нем сочетается воздушный руль с рулевыми коньками. Коньки установлены на нижней части воздушных рулей.
Управление скоростью движения на аэросанях проще, чем на других снегоходных машинах. Оно осуществляется педалью газа. С ее помощью изменяются положение дроссельной заслонки карбюратора и соответственно частота вращения коленчатого вала двигателя и воздушного винта, развивающего тяговое усилие. При нажатии ногой на педаль газа соответственно увеличивается частота вращения и тяга винта, а, следовательно, и скорость движения.
На аэросанях, снабженных воздушным винтом изменяемого шага (Сеиер-2 и Ка-30), тяговое усилие воздушного винта может регулироваться как автоматически, так и водителем посредством специального рычага «шага винта», который распо¬ложен на рулевой колонке. При работе воздушного винта (ВИШ) на автоматическом режиме он поддерживает постоянную частоту вращения коленчатого вала двигателя, изменяя угол установки лопастей в зависимости от нагрузки на машину. При необходимости водитель может, используя рычаг управления, установить нужный ему шаг винта во всем имеющемся диапазоне, т. е. от малого до большого шага. На аэросанях-амфибиях более ранних выпусков установлен блочный щелевой винт неизменяемого шага.
К изменению скорости движения относится и торможение машины.
На старых. конструкциях (аэросани ОСГА-6, НКЛ-16, НКЛ-26, ЦАГИ-АНТ-IV и др.) торможение осуществлялось тормозными штырями, размещенными .в лыжах. Нажимом на педаль тормоза водитель приводил в движение тормозной рычаг, который выдвигал за пределы ходовой подошвы стальной тормозной штырь. Врезаясь в снег или лед, такие штыри и осуществляли торможение. Обеспечивая эффективность торможения на льду и уплотненной снежной поверхности, на рыхлом снегу штыри торможения не обеспечивали. Поэтому на современных аэросанях Север-2 и Ка-30 впервые был использован воздушный тормоз — за счет реверса воздушного винта, т. е. перевода лопастей воздушного винта по отношению к направлению вращения на отрицательный угол. Создавалась тяга, противоположная направлению движения аэросаней, которая и осуществляла торможение машины на любом снежном грунте. На аэросанях-амфибиях торможение осуществляется рулевыми коньками, которые разводятся в стороны, как бы сгребая снег.
Винтомоторная установка состоит из двигателя внутреннего сгорания (авиационного), воздушного винта, их креплений и систем, обеспечивающих нормальную работу. На современных аэросанях к системам винтомоторной установки, обеспечивающим ее работу, относятся: топливная и масляная с системой разжижения масла бензином; охлаждения и подогрева двигателя; выхлопная и воздушная система и моторное электрооборудование; приборы и управления — двигателем, воздушным винтом и отдельными агрегатами систем. Назначение, их конструкция и принцип работы подробно рассматриваются в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации аэросаней соответствующих типов.
Электрооборудование аэросаней состоит из источников и потребителей электроэнергии и электропроводки. Источниками электроэнергии на аэросанях являются: генератор, установленный на двигателе и обеспечивающий током при напряжении 12 или 24 В все потребители тока при работе двигателя. Генератор работает через регуляторную коробку на Подзарядку аккумуляторов; аккумуляторные батареи обеспечивают машину электроэнергией при неработающем двигателе, т. е. генераторе. Потребителями электроэнергии являются: световое оборудование машины и многочисленные агрегаты оборудования аэросаней и винтомоторной установки.
Специальное оборудование, наличие и перечень которого обусловливают то или иное специфическое назначение машины (аэросани скорой медицинской помощи, санитарные и т. п.).
Бортовое оснащение и инструмент, обеспечивающие автономность обслуживания машины и запуск двигателя. Перечни необходимого оснащения и инструмента, прилагаемые к аэросаням, имеются в бортовой документации и инструкции по эксплуатации.

 

Материал взят из книги "Эксплуатация аэросаней" (Л.Х.Лысенко И.Н.Ювенальев)

Сплав АМг6-АМг5


Алюминиевый деформируемый сплав.АМг 5-6 относится к системе Al - Mg - Mn . Он имеет высокие пластические характеристики, как при комнатной, так и при повышенных температурах, и обладает высокой коррозионной стойкостью в различных средах, в том числе и в морской воде. Это, а также хорошая свариваемость сплава предопределяет широкое применение его в судостроении.

Снег и его свойства


Снег является препятствием не только для колесных и гусеничных машин, но и в значительной мере влияет и на движение аэросаней. Тяговое усилие, развиваемое на аэросанях воздушным винтом, затрачивается в незначительной степени на преодоление сопротивления воздуха и в основном на преодоление сопротивления снега: трения подошв лыж о снег, на смятие снега и его уплотнение под лыжами. Величина сопротивления зависит и от профиля пути, по которому двигаются аэросани, т. е. от дорожных условий.
Состояние снежного покрова характеризуется некоторыми специфическими свойствами и зависит от ряда внешних причин, изменяющихся в широком диапазоне. Свойства снега (коэффициент трения со скользящей по нему поверхностью подошв лыж, степень прилипания и примерзания — несущая способность) изменяются под влиянием температуры, влажности воздуха, времени и других внешних и внутренних причин.
Проведенные исследования затрат тягового усилия на аэросанях при движении их по целинному снегу показали, что, когда лыжи проваливаются в снег, оставляя за собой глубокий след, тяга (%) затрачивается на:

 

Преодоление сопротивления снега движению

лыж (на прокладку следа) 83
Преодоление сопротивления воздуха 6,5
Преодоление препятствий и разгон машины 10—1

 

В то же время при движении Аэросаней по уплотненному снегу при хорошем скольжении на преодоление сопротивления лыж тратится всего 3—8% тяги. На ходовые качества аэросаней влияют свойства снега.
Плотность снега влияет на его способность выдерживать внешнюю нагрузку. Под опорной поверхностью лыж снег деформируется тем больше, чем больше удельное давление и меньше его плотность.
При низких температурах, ниже —5°С, снежный покров ложится пушистым, легко подвижным под действием ветра слоем. При температурах от —0° до +3°С снег становится влажным, липким и более плотным.

Зависимость плотности снега от температуры, при которой он выпадает, может быть представлена в следующем виде:

 

t° н. в C ниже -10 от -10 от -5
  до -5,1 до -2,1
Плотность снега,  г/см ³ 0,075 0,087 0,104
t° н. в C от -2 от 0 выше +2
   до -0,1 до +2
Плотность снега,  г/см ³ 0,128 0,183 0,196

 

Плотность снега зависит также от времени и глубины за¬легания, изменяясь по времени в сторону увеличения, особенно в его нижних слоях (табл. 1), от местности, на которую выпадает снег

 

Таблица. 1.
"Зависимость плотности снега от глубины залегания слоя"

Месяц Высота покрова. см Плотность слоя снега, г/см3
верхнего среднего нижнего

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

21
19
30
34
30
28

0.07
0.12
0.13
0.15
0.19
0.15

0.12
0.17
0.16
0.19
0.20
0.21

0.17
0.20
0.20
0.20
0.22
0.25

 

В частности, при одновременном замере плотность составила: в лесу 0,21; на поляне 0,23; в поле под воздействием ветра 0,4. Для обеспечения проходимости аэросаней по снежной поверхности удельное давление опорных поверхностей лыж должно быть не более 500—600 кгс/м2. Большое значение имеет сопротивление трения скользящей поверхности лыж о снег, которое выражается коэффициентом трения. Этот коэффициент, как и плотность снега, изменяется в зависимости от ряда факторов.
Величины коэффициентов трения металлической (стальной) подошвы лыж в зависимости от характера снежного покрова следующие:

 

Лед и обледенелая дорога 0,008-0,01
Укатанная снежная дорога 0,012-0,18
Снежная дорога слегка рыхлая 0,02-0.025
Рыхлая снежная дорога 0,025-0,05
     >>          >>        целина 0,02-0,08
Снежная целина (свежевыпавшая) 0,1-0,15
Крупитчатый снег (при t° C -2) 0,15
Снежная целина в оттепель (при t° C +4) 0,2
Дорога (сильно загрязнённая) 0,2-0,3

 

Зависимость коэффициента трения от температуры и структуры снега приведена в табл. 2.

 

Таблица. 2.
"Изменение коэффициента трения от температуры"

Снег Коэффициент трения при температуре , °С
0 -5 -10 -15 -20 -25 -30 -40

Пушистый
Метиловый
Зернистый

0.15
0.14
0.10

0.15
0.12
0.03

0.2
0.15
0.1

0.25
0.19
0.14

0.3
0.23
0.16


0.26
0.19


0.3
0.23


0.4
0.3

 

Особенно возрастает коэффициент трения при температурах минус 50-55°С.
Проведенные испытания аэросаней в Якутской АССР показали, что при взаимодействии стальных подошв лыж о снег при температуре —53°С. имеющейся на машине мощности не хватает для поддержания постоянной скорости движения по целинному снегу.
Улучшить ходовые качества аэросаней можно путем подбора для подошвы лыж материала с пониженным, по сравне¬нию со сталью, коэффициентом трения. Процентная зависи-мость коэффициента трения о снег в зависимости от материала подошв может быть представлена в следующем виде:

 

Материал % Материал %
Углеродистая сталь  100 Дюралюминий 79
Дерево (ясень) 97 Полиэтилен 73,5
Арктилит 93,5 Фторопласт-4 73
Нержавеющая сталь 81 Латунь 71

 

Как показал опыт использования аэросаней, фторопласт-4 обеспечивает хорошее скольжение при температурах —50° С и значительно улучшает ходовые и эксплуатационные показатели аэросаней во всем диапазоне зимних температур.
Проведенные испытания в зимний сезон 1971 —1972 гг. аэро¬саней Ка-30 с лыжами на фторопластовых подошвах показали, что в среднем все эксплуатационно-технические характеристики машины могут быть улучшены на 20—30%.
За счет увеличения скорости и уменьшения расхода топлива естественно возросла дальность хода машины и, следовательно, ее экономичность.

При равных условиях аэросани с лыжами на фторопластовой подошве работают на менее напряженных режимах работы двигателя, что позволяет увеличить надежность и ресурс его работы до очередного срока ремонта.

Установлено, что усилие, требуемое для страгивания лыж аэросаней с места после стоянки, зависит от материала подошв лыж, температуры воздуха и продолжительности стоянки.

 

Таблица. 3.
"Зависимость коэффициента трения при страгивании с места
(к₁) и при движении (к₂) аэросаней от характера снежного покрова"

Снежный покров

Температура  наружного
воздуха  °С

Подошва
деревянная латунная
к ₁ к ₂ к ₃ к ₄

Свежий, сухой
Cвежий, влажный
Крупитчатый
Надувной,Cпрессованный
Зернистый сухой
Зернистый влажный
Наст после мороза

-8
-1
-2
-4
-10
+2
-1

0.60
0.75
0.65
0.65
0.6
0.75
0.5

0.25

0.4
0.2
  0.2

  0.25

0.25
0.3
0.2
0.15
0.4
0.15
  0.15

0.12
0.25
0.1
0.14
0.2
0.2
  0.1

 

Усилие, необходимое для страгивания лыж с места, в сред¬нем в 4—5 раз превышает величину сопротивления трения во время установившегося движения.
Этим объясняется, что часто аэросани, имеющие неплохие ходовые качества, после достаточно длительной стоянки для страгивания с места требуют к развиваемой воздушным винтом тяге дополнительный импульс, удар или толчок, который нарушил бы связь между подошвой лыж и примерзшим к ней снегом. Причем после страгивания тягового усилия хватает не только для обеспечения набора скорости и поддержания движения на высоких скоростях, но и на преодоление различных встречающихся на пути препятствий.

Есть и еще одна особенность снега — это его деформация под скользящей по нему поверхностью. Уплотнение снега происходит не мгновенно, а требует, в зависимости от его плотности, некоторого промежутка времени. Зависимость может быть представлена в следующем виде:

 

Скорость вдавливания, км/ч 0,43 1,8 5,4 7,2 10,8 21,6 28,8 57,6 82,5
Глубина вдавливания в снег, мм

60 50 50 46 35 30 30 20 10

 

Этим объясняется явление «всплытия» аэросаней, наблюдающееся на больших скоростях движения. С увеличением скорости уменьшается глубина следа, оставляемого лыжами на целинном рыхлом снегу. Это происходит из-за того, что на больших скоростях снег не успевает за короткий промежуток времени деформироваться под подошвой лыжи на всю глубину его слоя.
Учитывая, что значительный процент мощности при движении по целинному снегу затрачивается на прокладку следа лыжами — на его смятие под носовой частью, боковой разброс и уплотнение в следу— глубина следа влияет на ходовые качества. Чем глубже проваливаются лыжи, тем они большее встречают сопротивление, тем меньше скорость и больше затрачиваемая мощность. Следовательно, на аэросанях выгоднее двигаться на больших скоростях, используя для уменьшения сопротивления движению явление «всплытия».

 

Материал взят из книги "Эксплуатация аэросаней" (Л.Х.Лысенко И.Н.Ювенальев)

Сопротивление воздуха


Сопротивление воздуха при движении Аэросаней оказывает значительное влияние на экономичность, скорость, расход топлива и масла. На малых скоростях сопротивление воздуха незначительно, но при повышении скорости, а аэросани являются скоростным видом транспорта, оно увеличивается и заставляет затрачивать на свое преодоление значительную часть мощности двигателя. Сопротивление воздуха обуславливается: размерами поперечного сечения аэросаней, формой машины(ее обтекаемостью) ,состоянием поверхности и скоростью.
Насколько значительна величина сопротивления воздуха, можно судить по следующим цифрам. При скорости движения 40.км/ч и лобовой площади 1 на преодоление сопротивления воздуха затрачивается 10 кгс тяги, а при скорости 80.км/ч эта величина составит 45 кгс.
Приближенно определить величину сопротивления воздуха можно по формуле.

 

 

где — коэффициент обтекаемости, зависящий от формы аэросаней;— площадь лобового сопротивления аэросаней,;— скорость движения, км/ч. При наличии ветра она должна учитывать его направление, т. е. — при встречном ветре и— при попутном ветре, где— скорость движения аэросаней;— скорость ветра.
Коэффициент сопротивления может быть приравнен к коэффициенту обтекаемости , так как по аналогии с автомобилем аэросани имеют такие же контуры (рис. 1). Для аэросаней, у которых двигатель и мотогондола расположены сзади, и коэффициенты будут несколько выше.

 

Рис. 1. "Коэффициент сопротивления и обтекаемости
для различных контуров и форм кузова автомобиля"


 

Материал взят из книги "Эксплуатация аэросаней" (Л.Х.Лысенко И.Н.Ювенальев)

Дорожные условия


Эксплуатационно-технические параметры аэросаней зависят в значительной степени и от дорожных условий, изменяющихся в зависимости от рельефа местности. Эксплуатация аэро-саней на речных трассах (на малых и больших реках) может производиться только при достаточно окрепшем льде. На малых реках при небольшой скорости течения и в протоках больших рек лед появляется в начале зимы. Он ровный и при наличии устойчивых морозов быстро набирает толщину и крепость. Обильно выпавший снег на неокрепший лед может значительно замедлить нарастание его толщины и прочности, что необходимо учитывать.
Значительно сложнее происходит формирование льда на больших реках со сравнительно быстрым течением. Крупные реки северных районов нашей страны: Амур, Лена и другие текут на Север. Они замерзают в начале зимы не сразу. Лед появляется сначала на севере, т. е. в низовьях реки. Он постепенно закрывает участки с медленным течением (протоки, заводи), образуется у береговой полосы. Течение отрывает льдины от берега, они плывут вниз по течению, постепенно наращивая толщину, и смерзаются с другими льдинами. Их движение происходит до встречи с начавшим смерзаться льдом. Льдины сталкиваются, ломаются, подпираемые течением, наползают друг на друга и смерзаются, образуя хаотическое нагромождение — торосы.
Торосы образуются на крутых поворотах реки, в ее сужениях, у островов и мелей, у береговой полосы. Они наползают на береговые скосы, иногда перекрывая все русло реки. Высота торосов доходит до метра, а отдельные льдины поднимаются до двух-трех метров.
В начале зимы торосы обычно не покрыты снегом. Снег улучшает возможность движения, но и в этом случае их острые кромки и гладкие, скользкие боковые скосы являются непреодолимым препятствием для колесных и даже гусеничных машин. Аэросани единственный вид транспорта, который хотя и на пониженных скоростях (4—15 км/ч) при средней высоте тороса, не превышающей 0,8 м, в состоянии двигаться по такому льду
На северных реках торосистый лед покрывает от 15 до 25% протяженности всей трассы, что, естественно, отражается на эксплуатационных параметрах аэросаней, снижая среднюю скорость движения, увеличивая расход топлива и т. д. В середине зимы уровень воды в северных реках обычно идет на убыль, что приводит к оседанию льда, появлению трещин, образованию подо льдом воздушных мешков (пустоледа). Если лед имеет небольшую толщину, то в местах пустоледа он может не выдержать нагрузки от веса аэросаней и провалится под лыжами. Осевший лед местами вспучивается, трескается, образуются очень опасные для аэросаней ступеньки.
Изменение водного режима реки, повышение уровня воды весной приводят к вытеканию ее через трещины на поверхность льда. Покрывающий лед слой снега при этом намокает и остается незастывшим даже при значительных морозах. Несущая способность такого насыщенного водой снега очень небольшая. Попадая на такие участки, аэросани глубоко прова-ливаются в него лыжами, сопротивление их движению резко возрастает, кроме того мокрый снег при соприкосновении с холодным металлом лыж мгновенно замерзает, еще увеличивая сопротивление движению. Если водителю путем маневра и резкого увеличения скорости не удастся вырвать машину, то она остановится и вмерзнет в снег.
Мокрый снег на поверхности льда появляется и по другой причине, когда небольшие речки и ручьи, впадающие в основное русло, перемерзающие за зиму, начинают оживать. В этом случае появляющаяся вода вытекает на лед, также смачивая снег. Ближе, к весне вытекающая вода может образовать сквозные промоины, также опасные для аэросаней. Весной на реках появляются «забереги», являющиеся результатом подъема уровня воды, которая выступает поверх льда у берегов. Забереги иногда достигают ширины в 10—15 м и глубины до 0,5—0,8 м. В первоначальный период забереги не опасны, но покрытый водой лед постепенно набухает, становится пористым, теряет свою прочность и может в последующем не выдержать веса аэросаней.
Очень опасны на реках промоины. Они образуются в местах с быстрым течением и бывают открытыми и закрытыми. Открытые промоины — полыньи, хорошо видны водителю. Наиболее опасны закрытые промоины, представляющие собой сильно подмытый лед, толщина которого иногда составляет всего несколько миллиметров. Промоины из года в год образуются па одних и тех же участках реки, которые водители аэросаней должны знать.
Наличие торосов, промоин, наледей и т. п. на основном русле реки иногда вынуждает использовать для движения аэросаней береговые скосы. На них, особенно у обрывистых каменистых берегов, под слоем снега попадаются камни, выброшенные рекой бревна, вытащенные населением на зиму лодки и т. п. Об эти препятствия можно легко повредить лыжи аэросаней.
Используются для движения и заливные луга с пологими берегами, песчаные косы и острова, не покрытые кустарником или камышом. В камышах снег, как и в лесу, мягкий с очень небольшой плотностью. Попав в камыши, аэросани проваливаются и лыжами путаются в их крепких стеблях. Выбраться из такой ловушки бывает очень трудно.
По рекам в середине зимы, когда лед становится достаточно прочным, часто прокладывают автомобильные дороги—зимники. На них снег расчищается бульдозером до льда. По сторонам такой дороги образуются снежные отвалы, высота которых иногда превышает 1,5—2 м. Эти дороги пересекают на регулярных трассах наезженный аэросанями след и вынуждают неоднократно преодолевать такие препятствия.
Если снег мягкий, то переезд такой автомобильной дороги не представляет трудности. Но если снег затвердел, то, прежде чем переезжать такую дорогу, следует осмотреть место переезда, а иногда и произвести расчистку снега, чтобы предотвратить упор лыж в обледенелую кромку снега и возможный при этом переворот лыж.
Снег, особенно на больших реках (как в тундре и степных районах), редко бывает ровным. Обычно снег переметается ветром, образуя снежные волны, переходящие в заструги. Часто на льду образуются снежные лепешки. Они имеют повышенный коэффициент трения и тормозят движение аэросаней.
Выпавший снег только в первые дни бывает мягким и пушистым, причем при условии, что во время снегопада не было ветра. Ветер, передувая снег с места на место, уплотняет его иногда до такой степени, что он выдерживает массу груженого автомобиля. Но ветер не делает снег гладким. Небольшая неровность, торчащая трава и т. п. являются причиной возникновения надува. В зависимости от силы и направления ветра надув растет, меняет свою форму, превращаясь в снежный заструг, достигающий иногда высоты в 1—1,5 м и более. Заструги с наветренной стороны пологи, а с подветренной — обрывисты. Если в процессе становления заструга была оттепель с последующим морозом, то заструг становится жестким и может сравниваться с торосом.
После оттепели на снегу образуется ледяная корка (наст). Местами она прочна, как лед, а местами представляет собой только тонкую ледяную корку, легко проваливающуюся под тяжестью аэросаней. При этом лыжа уходит под ледяную корку, зарывается и не может выйти на поверхность. При большой скорости движения провал лыжи может привести к аварии, а на малой скорости — к остановке аэросаней.
Следует учитывать, что рельеф равнинной местности, тундры и т. п. очень обманчив. За кажущейся -беспредельной гладью скрываются занесенные -снегом реки с крутыми обры-вистыми берегами, овраги, которые при движении аэросаней на большой скорости заметить очень трудно, но которые могут явиться причиной аварии машины.
Проводя экспериментальные рейсы на аэросанях Ка-30 в Анадырской тундре и в других местах Заполярья, авторам пришлось лично убедиться в том, что видимость рельефа местности настолько плохая, что на расстоянии в 10—15 м невозможно различить гладкую поверхность снега от 3—4-метрового обрыва на берегу занесенной снегом реки.
Единственным ориентиром при ярком солнечном освещении, по которому можно было отличить ровную поверхность снега от близлежащего подъема, спуска или обрыва, могли служить тени от мелких, нанесенных ветром, снежных бугорков. Они при внимательном за ними наблюдении двигаются относительно аэросаней с разной скоростью. Это особенно заметно при движении аэросаней на расстоянии 10—20 м от края обрыва, кромка которого совершенно незаметна для глаза водителя.

 

Материал взят из книги "Эксплуатация аэросаней" (Л.Х.Лысенко И.Н.Ювенальев)

История развития аэросанного транспорта


Аэросани являются единственным видом специального снегоходного транспорта, скоростные характеристики которого в 3—5, а в ряде случаев и в 5—10 раз превышают скорость других наземных транспортных средств, поставленных в аналогичные дорожные условия (рис. 4). Конструкция аэросаней, приближающаяся по своим весовым характеристикам к самолетам, позволяет их использовать и в таких дорожных условиях (особенно на замерзших руслах рек), когда лед, еще недостаточно окреп и на котором не может эксплуатироваться ни один другой вид наземного транспорта.
Аэросани предназначены для перевозки людей или небольшого количества груза. Если приравнивать их к автомобилю, то аэросани — это легковой транспорт с грузоподъемностью (в зависимости от их энерговооруженности) до 1000—1200 кг.
Начало развития аэросаней в России как вида транспорта может быть отнесено к 1914—1915 гг. Аэросани впервые были использованы как средство связи на фронтах первой мировой войны.
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции советское правительство, учитывая особенности климатических условий страны и почти полное отсутствие дорог, в 1919 г. по предложению H. Е. Жуковского приняло решение о создании специальной организации «КОМПАС» — Комиссия по организации постройки аэросаней.
В 1920 г. были построены первые советские аэросани<<БЕКА>> конструкции Н. Р. Брилинга и А. С. Кузина. Они были успешно ис¬пользованы в 1921 г. в подавлении Кронштадтского мятежа.
Позднее аэросанями занимались научно-исследовательские институты — ЦАГИ и НАТИ (теперь НАМИ), которые создали ряд машин, проводили их испытания, отрабатывали конструкцию.
Одной из наиболее заинтересованных государственных организаций в широком использовании аэросаней явился Наркомат связи. В 1930 г. была организована первая аэросанная почтово-пассажирская линия в Чувашской АССР.
В 1932 г. по инициативе добровольного общества Автодор была создана специальная организация — ОСГА (Отдел строительства глиссеров и аэросаней). В 1933 г. там были созданы 10-местные аэросани ОСГА-2 конструкции А. А. Бескурникова, аэросани ОСГА-4 на двух человек и шестиместные почтово-пассажирские аэросани ОСгА-6 с двигателем отечественного производства М-11 мощностью в 100 л. с. Эти аэросани были приняты к производству по заказу Наркомата связи.
В зимний сезон 1933—1934 гг. аэросани ОСГА-6 начали обслуживать экспериментальную почтово-пассажирскую линию Серпухов—Высокиничи протяженностью в 40 км в один конец. За 110 ходовых часов аэросанями было пройдено 5910 км со средней скоростью 32—34 км/ч и перевезено более 18 000 кг груза.
В 1935 г. начала функционировать аэросанная линия Великий Устюг—Котлас и Котлас—Черевково протяженностью 200 км.
В 1936 г. аэросанями ОСГА-6 обслуживалась линия Новосибирск-Камень протяженностью 225 км в один конец.
Они обеспечивали регулярность движения. За 75 рейсов было пройдено свыше 16 000 км. Средняя скорость составляла 35 км/ч.
В 1937—1938 гг. начала работать линия на Камчатке. За 105 рейсов было пройдено 12 077 км. Аэросаням пришлось работать в тяжелых дорожных условиях и, несмотря на это, средняя скорость движения составила 22,4 км/ч при расходе топлива 0,96 л на километр пути.
Все эти линии работали кратковременно — два-три зимних сезона, после чего прекращали свою работу. Это явилось следствием низкого уровня технической эксплуатации аэросаней и отсутствием регулярного снабжения их запчастями, горючим и маслом.
Аэросани участвовали также в ряде экспедиций, агитационных пробегах и т. п.
В период войны с белофиннами (1939 г.) и в Великую Отечественную войну сотни аэросаней выполняли самые разнообразные задания.
Промышленностью к зиме 1942 г. были выпущены боевые и десантно-транспортные машины. Созданные аэросанные батальоны обеспечивали проведение ряда боевых и вспомогательных операций. На них забрасывались десантные группы в тыл врага, где они уничтожали тыловые опорные пункты, перерезали подъездные пути, по которым шло снабжение передовых частей, уничтожали обозы с продуктами питания и боеприпасами.
Молниеносные удары аэросанных подразделений, за счет их движения по бездорожью, наносились с той стороны, откуда противник меньше всего ожидал нападения. На аэросанях производилось патрулирование отдельных участков фронта, подвозились боеприпасы и продукты питания на передовые позиции, а обратными рейсами вывозились раненые в тыловые медсанбаты.
Аэросани обеспечивали быструю и надежную связь штабов с различными подразделениями.
Успешное использование аэросаней на фронтах Великой Отечественной войны с фашистской Германией обеспечивалось только там, где командование учитывало специфические особенности и технические возможности этого вида транспорта.

 

Материал взят из книги "Эксплуатация аэросаней" (Л.Х.Лысенко И.Н.Ювенальев)


Испытание аэробота с двигателем 3,5л

Проведены испытания аэробота Ангара 3 с двигателем 3,5л 272 л.с металлическая кабина покрыта изнутри звукопоглощающим материалом, для охотников на крыше вырезан люк. https://picasaweb.google.com/snowjeep.com/AxjjBL?authkey=Gv1sRgCMWRyMzBpK_ppAE&f...

Подвесной лодочный мотор Honda BF30 на Аэробот Ангара 3

В 25 мая 2014 г. На Аэробот Ангара 3 установлен мотор Honda BF30 с дистанционным управлением газ реверс лифт

аналогичной конструкции мы не где не видели

Подробнее...

Испытания гидравлической системы управления на Аэроботе.

10.08.2013 года произошло знаменательное событие.

Мы успешно испытали очередной аэроглиссер. В нем нет ничего особенного, кроме гидравлического управления воздушных рулей.

Это наш первый Аэробот с подобным типом управления. Такая система лиш...

test

Завершен этап испытания на экономичность при одновременной работе и скорости 47 км/час на подвесном моторе расход топлива с винтом solas шаг 13 ( Honda BF30SRTU-30 лс) 5500 об/мин - 8,3л/час и двигателе вращающий воздушный винт 3000 об/мин - 14,2 л/час....